Гелиос-44, Гелиос-40-2 и другие советские объективы

Ручная советская оптика предлагает вам широкие возможности для творчества и реализации задумок. Поэтому, если в вашей коллекции еще нет таких стекол — поспешите расширить ваши возможности чудо-оптикой.

Существует огромное множество «волшебных» стёкол. Поделюсь с вами ТОП-10 из них.

1. «Гелиос-44», фокусное расстояние 58, светосила 2.0

Этот объектив известен почти каждому фотолюбителю, благодаря своей распространенности и доступной цене.

Есть несколько версий этого объектива, любая из них подойдет в качестве первого ручного объектива. С макрокольцами можно делать съёмки мелких объектов.

«Гелиос-44» создавался, как штатный объектив для фотоаппаратов «Зенит», поэтому на него можно снимать различные сюжеты — портреты, одиночные и групповые, пейзажи и репортажи.

Стоимость объектива — в районе 1–2 тысяч рублей.

2. «Юпитер-9» — объектив для портретной съемки, фокусное расстояние 85, светосила 2.0

Отличный доступный портретный объектив, очень легкий и с плавным ходом наводки на резкость, с характерным мягким бокэ, позволяет делать портреты с размытым передним или задним планом, выделяя резкостью только лицо или глаза модели.

Прекрасно подходит объектив для съемки цветущих деревьев и домашних питомцев.

Стоимость объектива — в районе 6–8 тысяч рублей.

3. «Гелиос-40-2» — один из лучших портретных объективов по рисунку

Классическое фокусное расстояние 85, светосила 1.5.

При цене до 20 тысяч рублей этот объектив дает картинку, которую можно только примерно получить от фирменных объективов за 100 и более тысяч рублей.

Фантастическое бокэ с характерным «закручиванием» стало целью, ради которого фотолюбители покупают этот объектив.

4. Объективы «Мир-1» и «Мир-10»

«Мир-1» — 37/2.8, «Мир-10» — 28/3.5.

Доступные широкоугольные объективы, удобные для съемок пейзажей и репортажей, на закрытых диафрагмах дают очень резкую картинку. Рекомендуются для полнокадровых камер.

5. Макрообъектив «Волна-9» и макрокольца для советской оптики

Бюджетный вариант для макросъемки — использование макроколец с резьбой «М42» и объектива «Волна-9», 50/2.8.

Вам будет доступна съемка насекомых, цветов, сувениров, других макрообъектов.

У объектива «Волна-9» есть небольшой секрет — его можно одевать на камеру наоборот с помощью реверсивного макроадаптера — тогда он становится еще более сильным макрообъективом.

Цена объектива — 6–7 тысяч рублей. Макрокольца стоят около 500 рублей.

6. Телевик «Юпитер-21М», фокусное расстояние 200, светосила 4.0

Для полнокадровых камер можно использовать как портретник для крупных планов лица, на этой диафрагме фон тоже будет размываться интересно.

Для кроп-камер можно использовать уже для съемки птичек и отдаленных архитектурных съемок.

Доступная цена делает его очень популярным.

7. Телеобъективы «МТО-500» и «МТО-1000»

Тяжелые и не очень удобные в обращении, но с уникальными фокусными расстояниями, эти объективы заняли свою нишу в коллекции фотолюбителей.

Во-первых, где вы еще купите объектив «тысячник» за десять тысяч рублей?

А во-вторых — у этих объективов уникальное бокэ в виде «бубликов»! Ничем другим вы больше такую картинку сделать не сможете.

Но — нанимайте носильщика или тренируйте руки — долго объектив на весу не продержать.

8. Широкоугольные объективы «Пеленг-8» и «Зенитар-16»

Тоже уникальные в своем роде объективы с очень широким углом обзора и эффектом «рыбьего глаза». Сфера применений — снимки с творческим искажением, съемка круговых панорам. Цена — от 10 до 20 тысяч рублей, в зависимости от модели. Очень резкие на закрытой диафрагме.

9. Монокли

Чаще всего можно купить в интернете объектив-монокль — переделанный специальным образом из обычного «Гелиоса» или «Индустара».

Монокли отличаются конструкцией линз и диафрагм, применяются для получения характерно мягких и «светящихся» снимков.

Их можно применять и для съемки пейзажей, портретов, иногда даже для репортажей, что позволит вам очень сильно выделиться среди фотографов, снимающих на стандартную оптику.

Эти объективы могут быть с фокусным 35, 50, 85.

Диафрагма будет внешняя и меняться в зависимости от силы размытия картинки, которую вы хотите получить.

10. Среднеформатная оптика через переходники

Одним из несомненных плюсов среднеформатной оптики считается то, что она дает картинку более плотную по разрешению, чем обычные. С помощью переходника с «Шифт»-эффектом, мы можем управлять глубиной резкости в плоскости и создавать картинки с эффектом миниатюры или более творчески управлять резкостью при портретной съемке, вам обязательно стоит это попробовать.

Примеры работ взяты из интернета, вы можете посмотреть еще много примеров, забив в поисковой строке название объектива и фразу «примеры снимков».

В заключительной части расскажу про своё волшебное стекло: мой любимчик — Гелиос-40-2

Сначала я брала его в прокат, потому что боялась, что вдруг не получится на него снимать или вдруг не тот объектив мне попадётся, так как новеньких уже не выпускают, а все имеющиеся-разумеется б/у и поэтому выбирая «свой» объектив мне фактически играем в рулетку на удачу! В итоге, я перепробовала практически все перечисленные в Топ-10 варианты, понравились мне все варианты, поэтому и выделены они. каждый по-своему характерен и уникален, но начала я с самого популярного. В дальнейшем конечно же планирую пополнить свой штат объективов, а пока остальные продолжаю брать в прокат.

Несколько советов при работе с «Гелиос-40-2»:

  • Используйте датчик фокусировки для объектива, тогда ручная настройка фокусировки упроститься за счёт подачи характерного звукового сигнала, когда ваш объект попадёт в фокус (как при обычных объективах с автофокусом);
  • Располагайте объект в центре кадра для наилучшей композиции, так как боке закручивается к центру;
  • Так как объектив имеет ручную фокусировку, то достаточно сложно снимать подвижные объекты, поэтому старайтесь чем-то занять вашего героя и заранее продумать «отвлекалочку-завлекалочку», как на примере ниже;
  • Боке лучше всего проглядываются и сияют, когда свет боковой или контровой, как на фото ниже. Именно поток света и создаёт разноцветное и динамичное боке;
  • При ровном же свете со стороны снимающего, боке будет ровным, без играющего света, но кстати говоря, тоже довольно симпатичное и необычное, как на фото ниже;
  • Характерное закручивание уже едва проглядывается, но боке всё равно невероятно красивое и интересное. Необычный рисунок оживляет картинку;
  • Максимально эффектное закручивание получается на самых открытых значениях диафрагмы. В целом, в этом пункте действуют все такие же приёмы и советы, как при съёмке на обычные объективы. Подробнее о них вы можете прочесть в статье «Как получить красивый размытый фон»;
  • И последний совет: не огорчайтесь, если из десяти дублей, у вас в фокусе только один хороший. Это абсолютно нормально, так как снимать на технику в полностью ручном режиме действительно сложно! Главное — продолжайте тренироваться и ждите свой необычный кадр. Если было бы так легко снимать на советскую оптику, как и на привычные сейчас объективы, то все бы побежали в магазины-барахолки и скупили все экземпляры, выдавая «левой пяткой» кучу крутых фоточек. Но нет же! А потому что дожидаются потрясающего результата только самые терпеливые и заинтересованный фотографы.

Так как вы дочитали эту статью до конца и ничего не пропустили, значит вы точно самые терпеливые и целеустремлённые, а поэтому у вас получится абсолютно всё!

Творческого вдохновения вам и новых свежих идей!