Типы ракурсов

Мы очень много говорили с вами про планы и ракурсы и мне стало очень интересно, а есть ли вообще какая-то классификация, рекомендуемый перечень или что-то вроде этого. Всегда, когда есть логика и система, работать намного проще. Я перерыла кучу информации. И да, я нашла. Это классификация планов по которой учат кинематографистов в Голливуде! 

А на съёмочной площадке все так и переговариваются: "Готовим камеру! Сейчас будем снимать MLS". Что такое MLS ниже и расскажу.

Так как живопись, фотография и кино - это всё визуальное искусство, то и визуальный словарь у нас схож между собой.

Выбор между различными планами и ракурсами сводится к множеству творческих решений. Но будет очень здорово натренировать себя, в прямом смысле слова, смотреть шире, масштабней и разнообразней.

Рекомендация! В качестве тренировки режиссёры советуют просто накидать на листочке идеальный план съёмки и поиграть с вариантами. Сначала, конечно, ему будет сложно следовать, но вот так тренировка за тренировкой наши съёмки будут наиболее разнообразны и динамичны. Просто набить руку и опыт невозможно. Опыт появляется только с совместным осмысливанием того, что снимаем.

Итак, делюсь с вами своей находкой, конечно же, с пояснениями, для какой задачи круче всего подходит этот план. К ней я ещё добавила возможные объективы, которые подойдут для фотосъёмки типичного плана. 


В целом, всю классификацию можно разделить на 2 параметра: размер плана и уровень съёмки.

итоговая композиция кадра = размер плана + уровень съёмки


Размер плана 

Экстремальный широкий план (ELS)

Мы можем использовать экстремально широкий план, чтобы:

  • показать героя незнакомым, пока ещё неизвестным и раскрыть карты чуть позже;
  • показать зрителям место действия, чтобы прочувствовать всю атмосферу.

Объективы: конечно, широкоугольные. Идеально 24 мм.

кадр из фильма

Широкий план (WS)

Та же самая идея, но немного ближе. Отлично подойдёт в виде промежуточного кадра между сверх широким планом и средним.

Отлично подойдёт, чтобы показать героев среди окружающей среды.

Объективы: тоже широкоугольные. Здесь идеально уже 35 мм.

Типы снимков камеры, соответствующих росту человека. Теперь плавно переходим к планам, в которых мы отчётливо видим главных героев. Их можно наглядно систематизировать относительно всего человеческого роста. 

Полный рост (FS)

Этот снимок позволяет нашему герою заполнить рамку, сохраняя при этом некоторые из пейзажей. В полном разрешении камера обычно находится достаточно близко, чтобы фиксировать основной вид вашего объекта.

Объективы: здесь у нас выбор уже больше. Можно уже фантазировать относительно размытия заднего плана и выведения героев на передний план. 35мм, 50мм будут оптимальными и очень реалистичными, как раз с не очень большим размытием заднего плана, как мы и видим собственными глазами в реальной жизни. Но, конечно, можно взять даже 135й и 200й, просто отойти подальше. Но тогда задний план будет размытым!

кадры из фильмов

Средний план (MLS) / Средний широкомасштабный план (MWS)

Средние планы режут наших героев примерно на уровне колен. 

Объективы: отлично подойдёт 50, 85 мм.

кадр из фильма

Средний план (MS)

Средний план раскрывает нашего героя более подробно. Человек обрезан примерно по талии. При это сохраняется видимость его окружения.

Объективы: здесь уже будут более размытые фоны, хотя это легко регулировать диафрагмой. При необходимости можно закрыть её и фон будет достаточно чётким. Отлично подойдут любые объективы из портретной группы: 50мм, 85мм, 100мм. А вот в случае со 135мм, мы сможем снять только на улице, так как в помещение с ним уже не влезем. 

кадры из фильмов

Средний крупный план (MCU)

Средним крупным планом кадрируем нашего героя примерно по грудной клетке. Таким образом, это обычно благоприятствует лицу, но, тем не менее, держит объект несколько далеким.

Объективы: подойдут такие же портретные объективы, как в прошлом плане, но здесь можно уже подключать длиннофокусные, например, 135й или 70-200мм, если нам позволяет пространство.

Close Up (CU)

Пришло время для крупного плана. Отлично подходит, когда мы хотим выявить эмоции и реакции героя. Крупный план - это лицо героя во весь кадр.

Extreme Close Up (ECU)

Крайний крупный план - это только часть лица в кадре. В экстремальных крупных планах мелкие объекты приобретают большую детализацию и являются фокусом.

В тему этого плана, я  нашла крутую подборку от Jacob T. Swinney Это кадры экстремального крупного плана из фильмов Darren Aronofsky.

А это подборка экстремальных крупных планов из фильмов Квентина Тарантино. Сижу и параллельно кусаю локти, что у меня вообще нет ни одного кадра! Почему? Надо срочно исправлять.

Теперь объединим размеры снимка с уровнем фотосъёмки!

Размер кадра - это строительный блок нашей композиции. Но нам также нужно подумать и об уровне съёмки. Это добавит нашим снимкам смысл и движение.

Съёмка на уровне глаз

Изменение высоты нашей камеры оказывает огромное влияние. Наиболее распространенная высота - герой на уровне глаз. Отлично подходит для стандартных повествовательных снимков. Когда ваш герой находится на уровне глаз, он находится в нейтральной перспективе (не выше или ниже). Это имитирует то, как мы видим людей в реальной жизни - наша линия глаз соединяется с их.

Съёмка из-за плеча (OTS)

Вариант кадра, который используется максимально часто. Такое кадрирование показывает нашего героя из-за плеча другого героя. Особенно часто это кадрирование мы видим в сценах беседы. А приём  "восьмёрка", о котором мы уже подробно говорили в статье "Метод "Восьмёрка" из проекта "150 шагов" является его разновидностью.

Точка обзора (POV)

Бывают моменты, когда нам нужно показать точку зрения одного из наших героев. Это показывает зрителям именно то, что видит и делает этот герой. Мир его глазами! Отличный пример этому кадр из фильма «Дорогая, я уменьшил детей» (1989), когда уменьшенные дети смотрят на родителей.

И опять покажу вам на эту тему отличную подборку кадров, которые сняты субъективной камерой. 

Низкий уровень

Этот уровень позволяет снимать наших героев с низкой высоты камеры. Это чаще всего используется, чтобы подчеркнуть динамику мощности между персонажами. Превосходный персонаж с верхней стороны часто обрамлен снизу. Это приводит к тому, что у них появляется ощущение, что они смотрят на них. Об этом уровне мы подробно говорили в статье "Низкий угол (Low angle)" из проекта "Фотосъёмка".

Съёмка на первом уровне

Это когда высота вашей камеры находится на уровне земли с нашим объектом, НО НЕ ПОД УГЛОМ! Этот снимок захватывает то, что происходит на земле, на которой стоит наш объект. Отличная идея для фотосъёмки деталей, которые создают общую атмосферу серии.

Съёмка с уровня колена

Это когда высота нашей камеры примерно такая же, как и колени нашего героя. 

Высокий уровень съёмки

При съемке с высокого уровня наша камера указывает на наш объект. Отлично подойдёт для фотосъёмки детей глазами мамы! Именно с такого ракурса они очень миленькие и с широко раскрытыми глазами, которые так и хочется разглядывать. Мимимишные чувства гарантированы!

Съёмка с высоты птичьего полета / над головой

Этот снимок поднимается высоко, глядя на героя посреди пейзажа. Это может создать отличное чувство масштаба и движения. Подробней о нём мы говорили в статье "Вид сверху" в проекте "Композиция"

Уровень с воздуха

Снято с вертолета или беспилотника, это кадр с высоты. Он создает большое пространство пейзажей. Сейчас очень популярно делать такие кадры на свадьбах и репортажах, чтобы показать масштабы торжества и передать всю сцену действия. Пример фото:  Albert Pamies 

Голландский угол

Голландским (или «скошенном») углом называют наклон камеры на одну сторону. С горизонтальными линиями, наклоненными таким образом, мы можем создать ощущение дезориентации. Отлично подходит для динамики или специфичных сцен, где надо показать потерянность, тревогу и т.д.

Кроме этого, голладнский угол часто используют для передачи движения и динамики! Наклонная траектория всегда более подвижна!

Вывод

Уф! Отлично потрудились и разобрали огромное количество вариантов как по размеру кадра, так и по уровню съёмки. Перечислили с вами самые рабочие ракурсы! Даже если включить в свою съёмку хотя бы треть этих вариантов, то в целом фотосъёмка будет просто бомбическая и очень интересная для зрителей. У меня вот реально появилась мысль на TFP-съёмке или съёмке своих детей потренировать себя и снять как минимум 15 разных планов+уровней, чтобы сделать всю съёмку разнообразной и динамичной. Уже написала себе такой список без повторений. Можете тоже им воспользоваться.

  1. широкий план + уровень с высоты птичьего полёта (можно снять просто из окна, например, сниму дочек как они выходят на прогулку, сняв их с высоты 4го этажа, а далее уже пойдём гулять в парк)
  2. экстремально широкий план + уровень глаз (пейзажное фото для атмосферы, сниму красоты парка на 24 мм)
  3. широкий план + уровень глаз (сниму девочек в красотах парка на 35 мм)
  4. широкий план + высокий уровень (по возможности, если будет какой-то мостик или пригорок)
  5. полный рост + высокий уровень 
  6. полный рост + низкий уровень (сниму с земли то, как они бегут)
  7. полный рост + уровень глаз
  8. средний план + уровень глаз
  9. средний крупный план + уровень глаз
  10. средний план + уровень из-за плеча (сниму беседу девочек)
  11. крупный план + высокий уровень (классические портреты)
  12. крупный план + уровень глаз (для старшей дочки, так как на маленьких детей чаще всего мы смотрим сверху вниз и именно так они привычней выглядят, а старшие дети уже выше и смотрят нам почти глаза в глаза. Сниму специально её с такого уровня, чтобы показать, какая она уже стала взрослая)
  13. сверхкрупный план + уровень глаз
  14. средний план +голландский угол (сниму под углом, как они бесятся и падают над траву)

Как же уже не терпится бежать снимать! Очень любопытный эксперимент для своего развития. Обязательно тоже попробуйте, уверена, что откроете для себя много интересного!

Автор статьи: Калмыкова Ирина