О природе закатов

Лето — время потрясающих фотосъёмок на закате. Давайте обсудим интересные факты о закатах, которые помогут при фотосъёмке и обработке самого красочного явления.

Факт 1. На закате мы всегда видим минимум 3 цвета

Давайте разбираться, какие же цвета должны быть в гамме заката в первую очередь? И что из себя представляет закат, с точки зрения его природы! Это важно, чтобы наша обработка не была абсурдной и чтобы мы могли более точно планировать свои закатные съёмки.

Какого цвета закат?

Солнце светит всеми лучами спектра одновременно, несмотря на то, что человеческим глазом оно воспринимается только в белом цвете. Самые короткие волны дают фиолетовый цвет, а самые длинные – красный. Но эти волны попадают нам на сетчатку не напрямую: сначала они проходят сквозь атмосферу – защитный слой Земли (облака, пары и т.д.). Так как Земля крутится вокруг Солнца, то лучи попадают на поверхность Земли под разным углом и соответственно проходят разную толщину атмосферы. 

Во время рассвета и заката солнечный свет идет по касательной к поверхности земли — расстояние проходимое лучом через атмосферу значительно увеличивается. Все короткие лучи рассеиваются в стороны за долго до того, как достигнут Земли. Пробираются сквозь всю толщину атмосферы Земли только самые длинные волны — красные волны и чуть более короткие оранжевые и жёлтые. Вот почему этот цвет и его оттенки преобладают на небе во время заката.

Практический вывод при обработке!

Основной цвет заката — красный, далее идут оранжевый и жёлтые цвета. Закат не может быть одного цвета, например, оранжевого, как это ошибочно бывает при обработке фотографий.

Причина в том, что не может на Землю светить выборочно только оранжевый луч. Во время заката на землю попадают все самые длинные волны —  красная (750 нм), оранжевая (650 нм), жёлтая (600 нм), а вот к концу заката на Землю способны пробраться только самые длинные волны - красные, вот почему, чем ближе к концу заката, тем меньше жёлтых и оранжевых тонов — они просто не способны попасть на Землю.

Помним это при обработке и когда видим, что наше фото стало однотонным оранжевым цветом, то пытаемся добавить где-то красный и жёлтый цвета, как и диктует нам физика цвета и сама природа!

 Постер: Disney.      Фото: Ирина Калмыкова.

Это интересно! 2 человека видят 1 закат по-разному

Когда мы смотрим на закат, сидя рядом с кем-то, то наш сосед увидит не совсем то же самое, что мы. Окраска луча зависит от того, как глаз воспринимает длину волны. А каждый человек в этом смысле чуточку уникален.

Это интересно! Закат на Марсе синего цвета

Мы привыкли, что наша синяя планета Земля имеет красный закат. Но есть планеты, где всё наоборот. Красная планета Марс имеет СИНИЙ закат. Причина, в первую очередь, из-за уникальных свойств атмосферы Красной планеты.

Факт 2. Ванильное небо с сине-фиолетовыми красками нужно снимать только в особенную погоду

Выше мы с вами разобрали, что из-за атмосферы, то есть из-за облаков, газа и т.д на Землю поступают только самые сильные и самые длинные лучи. Поэтому закат наш красно-жёлтый. Но как же быть с чудесными нежными картинками закатов на Бали? Там же у нас нежные голубые и фиолетовые оттенки.

Нежное сине-красное небо надо снимать в такую погоду, когда у нас есть облака, но они располагаются не плотным настилом на всё небо, а имеют свободные промежутки, то есть для лучей света меньше преград. Получается, что на небе без плотных облаков препятствий для коротких лучей меньше и мы видим синеватые оттенки.

Лучше всего для такой фотосъёмки подходят самые легкие и хрупкие облака — перистые. Они, во-первых, тоненькие и не препятствуют синим и фиолетовым лучам, во вторых, они выше всех, а значит, синие лучи доходят до них. Получается настоящий праздник цвета.

Фото: Ирина Калмыкова

Ещё важный совет!

Положение солнца в кадре/за кадром и выше/ниже.

  • Для разноцветного неба следим, чтобы солнце в момент съёмки либо выходило за кадр, то есть мы снимаем чуть в сторону от него, либо солнце должно быть перекрыто облаком. При этом солнце ВЫШЕ, чем при фотосъёмке огненных закатов. Чем выше солнце, тем больше лучей разного цвета может быть задействовано.
  • Для огненно-красного неба всё наоборот. Солнце включено в композицию кадра, либо едва закрыто тоненьким облаком. И солнце уже НИЖЕ, чем в нежных ванильных закатах, так как чем ниже солнце (=меньше угол относительно Земли), тем сложней лучам, кроме красного добраться через атмосферу.

Фото Depositphotos

Частой ошибкой бывает, когда при обработке мы разукрашиваем кучевые плотные облака (могут быть до 5 км. в высоту) в разноцветные ванильные цвета. Увы, но такого даже быть не может, так как синий цвет мы можем видеть только либо в промежутках между облаками, либо сквозь тоненькие облака, например, через любые виды перистых или кучевых, но маленьких по высоте. Поэтому стараемся быть внимательными при обработке и разукрашиваем только правильные участки, те, которые могут и в природе быть таким тоном.

Фото Depositphotos

Без атмосферы (облака, прочие газы и частички) на Земле Солнце бы нам представлялось яркой белой звездой, а небо было бы черным. И именно атмосфера разукрашивает небо в разные цвета.

Для вдохновения

Конечно же, просмотр и папочка с красивыми работами помогут вдохновиться перед фотосъёмкой и обработкой. Особенно интересно посмотреть работы Ивана Айвазовского. Художники очень тщательно изучают природу закатов, чтобы работы были максимально реалистичны и красивы!

И. Айвазовский «Закат у моря»

Пояс Венеры

И в это же время заката, над противоположной частью горизонта, начинает подниматься темная тень Земли — ночное небо. И отделяется это ночное небо от светлого голубого при помощи красивого природного явления — пояса Венеры.

Пояс Венеры появляется на высоте 10—20° к горизонту и виден в любой точке земного шара при условии ясного неба. Появляется перед восходом или после заката и проходит параллельно горизонту в месте, противоположном Солнцу.

Фотосъёмка с этой противоположной стороны не менее красива, чем на закате!

Фото Depositphotos

Фото: Ирина Калмыкова. Пояс Венеры в Нью-Йорке.

ВАЖНО! Планируя место съёмки — убедитесь, что на вашей локации фоном будет служить исключительная западная сторона!!! А если на вашей локации фоном служит восточная, то тогда у вас в кадре будет — пояс Венеры, а не красочный закат!

СОВЕТ! Для съёмки попробуйте использовать градиентный фильтр для объектива, он поможет затемнить верхнюю часть кадра и проявить закат ещё круче!

Факт 3. Даже самый тёплый закат имеет холодную тень

Когда мы обрабатываем снимки, важно помнить, что объекты, освещённые тёплым светом, имеют холодную тень, чаще она близка к обесцвеченной. Например, вся зелень в пейзаже будет иметь холодный синий цвет в тенях. Это важно помнить, чтобы вместо того, чтобы всё слилось, у нас была живая, динамичная картинка. Можно при обработке добавить тонирование теням любым холодным оттенком: синим или фиолетовым.

В своей знаменитой серии «Стога» Клод Моне написал один и тот же объект при разном освещении. Пусть эти работы наглядно зафиксируют в памяти тот факт, что объекты тёплого тона имеют холодную тень.

Какие закаты вам нравятся больше всего? Опишите, пожалуйста, их.

Автор статьи: Ирина Калмыкова

Статья входит с сезонный проект "Летние съёмки"

Перейти к чтению других статей в открытом блоге