Линия горизонта

Первое, что делает фотограф, когда начинает снимать, выбирает уровень фотосъёмки (уровень горизонта, уровень объектива — это то же самое). Именно от него будет зависеть, как зритель  воспримет кадр:

  • как вид на что-то равное росту зрителя, 
  • как вид снизу вверх на что-то выше зрителя;
  • как вид сверху вниз на что-то ниже зрителя.

Совершенно нельзя абсолютно всё снимать с величины своего роста! Во многих статьях пишут о том, что нужно снимать с уровня глаз, но это не так! Это совет для СРЕДНЕЙ СИТУАЦИИ. Когда, например, мы делаем портретную съёмку для девушки нашего же роста — тут да, конечно, мы будем смотреть ей в глаза! Это всего лишь попытка дать совет, который подходит для большинства стандартных кадров, как правило, это классические красивые портретные снимки ВЗРОСЛЫХ людей.

А если мы хотим снять детей? А если хотим показать величественность и рост человека? А если, наоборот, хотим создать иллюзию, что человек невысокого роста?

На то и отличается художественная фотография от любительской. В творчестве мы можем использовать все механизмы и трюки для нужного нам восприятия кадра. В этом и есть смысл искусства и творчества — найти максимально точные выразительные средства, чтобы зритель так прочитал наше изображение, как мы и задумывали! Поэтому давайте разбираться.

Как происходит в обычной ситуации?

В обычной ситуации мы всегда смотрим так, что человек, который стоит перед нами, попадает как раз на линию горизонта. Иногда можно услышать от начинающих фотографов: «У меня ничего не получается! У всех кадры нормальные, а у меня — горизонт всегда голову «режет». И зря беспокоятся, потому что если горизонт режет голову — это обычная ситуация, когда мы на кого-то смотрим, кто примерно нашего роста. В этом нет ничего плохого, просто желательно эту линию немного приглушить, чтобы она не брала на себя больше внимания, чем главный объект. В кинематографе, наоборот, очень часто используют эти линии для того, чтобы подвести взгляд зрителя к главному объекту. Режиссёры называют их «ведущими линиями». Поэтому когда мы читаем какое-то правило, стараемся разобраться в нём более глубоко и выяснить, на почве чего возникли те или иные запреты!

Вывод: если линия горизонта не активней главного объекта, то она МОЖЕТ БЫТЬ в кадре, а иногда даже и помочь!

Ситуация, когда линия горизонта прямо за головой объекта, подходит для стандартных классических кадров, где действия происходят «глаза в глаза» и нет никакой надобности показать микро или макро размеры! Это предельно понятно. Теперь давайте разберёмся с ситуациями, когда мы снимаем снизу вверх и сверху вниз.

Сверху вниз, когда смотрим на что-то МАЛЕНЬКОЕ.

ФОТОСЪЁМКА ДЕТЕЙ. Когда мы сомневаемся, какой уровень выбрать, то просто вспоминаем, как мы бы смотрели на самом деле на данного героя. Как мы обычно смотрим на детей? Сверху вниз! Они всегда смотрят на нас с широко открытыми глазами, так как верхние веки не опущены при взгляде вверх и при этом их подбородок мило задран и выглядит более узеньким.

Поэтому если мы снимаем детей глаза в глаза, то часто родители говорят: «Ой, она какая-то не такая!» Конечно не такая, так как в реальной жизни ситуаций, когда мы смотрим ребёнку глаза в глаза не так уж много. Обычно мы всегда смотрим сверху вниз. Ещё родители часто говорят: «Она какая-то ВЗРОСЛАЯ на фотографии». Безусловно, ребёнок, снятый глаза в глаза, будет смотреться взрослым, потому что глаза в глаза мы смотрим ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫМ!

Поэтому когда мы снимаем детишек, то лучше снимать чуть сверху. Такие портреты будут более привычны для родителей. Давайте сравним ниже 2 фото. Одно фото снято чуть выше, второе глаза в глаза. Где ребёнок более миловидный? А если бы вы ещё были знакомы с этим ребёнком, то могли бы сказать и где он больше похож на себя! Снимая чуть сверху и взгляд больше открыт и подбородок более остренький.

НЕ обязательно снимать СОВСЕМ ВЫСОКО. Повторюсь, мы будем просто чуть выше!

Периодически сама забываюсь на фотосъёмке, но стараюсь держать себя в руках, потому что когда вижу реакцию родителей на кадры, то вот как раз кадры с позиции чуть сверху нравятся им всегда больше — ассоциируются с их ребёнком.

Для разнообразия можно сделать кадр с ещё более высокой позиции.

Снизу вверх, когда смотрим на что-то БОЛЬШОЕ!

Здесь наоборот, мы снимаем снизу вверх, для этого можно немного присесть. Например, для того:

Чтобы сделать мужчину более высоким и мужественным, с таким низким уровнем горизонта (запомнить просто: уровень горизонта НИЗКО = смотрим СНИЗУ). Такие примеры хорошо известны при написании портретов полководцев, когда линию делали специально низко и человек казался более высоким, так как мы смотрели на него снизу. На высокого же человека мы как раз смотрим снизу вверх. Посмотрите, как низко находится уровень горизонта на изображениях ниже. Хотя мы помним, что при росте, примерно как у нас, линия горизонта будет где-то за головой. При помощи такой иллюзии старались создать впечатление более высокого человека. Все мы помним, что наш великий полководец как раз был очень невысокий, поэтому на его портретах это особенно часто встречается. Иногда ещё хитрили и писали его портреты верхом на коне или стоя на пригорке! 

Такую же иллюзию создавали при написании военных кораблей! Раньше же не было гугла и надо было как-то донести до чужих стран про мощь нашей флотилии — вот и заказывало государство полотна великим художникам. Всем известный факт, что например, И.Айвазовский очень много писал для государства. Что интересно, корабли часто изображались с заниженным уровнем горизонта —  создавалось впечатление, что они ещё более высокие и мощные! Дополнительно ещё специально уменьшали соседние объекты, чтобы мозг проводя сравнительный анализ объектов пришёл к выводу о величине объекта более объёмной, чем на самом деле.

Сейчас аналогичная хитрость применяется для рекламы внедорожников.

И снято снизу и здание уменьшено и жирафик!) Все фокусы вместе.

Чтобы сделать девушку более высокой и, соответственно, стройной, так как всё, что устремляется ввысь в силу закона перспективы становится тоньше. Вспомним хотя бы деревья или здания, когда мы на них смотрим снизу вверх — к вершине они всегда более узенькие. То же самое происходит с фигурой. Единственное, это касается только ростовых портретов, чтобы удлинить ноги и вытянуть фигуру. Портреты же можно снимать, конечно, глаза в глаза. Девушкам, часто фотографирующимся для Инстаграм, очень хорошо знаком такой трюк.

Чтобы показать масштабность локации. Всё, на что мы смотрим снизу вверх, кажется более масштабным. Соответственно, раз смотрим СНИЗУ, то линия горизонта должна быть НИЗКО. Посмотрим на кадры ниже. Мы видим внизу 2 исходника с высокой линией горизонта и низкой. С какой линией горизонта деревья кажутся более высокими?

Интересный пример.

В фильме «Один Дома», как рассказывает сам режиссёр, сначала Кевина снимали преимущественно сверху, чтобы показать какой он маленький и беззащитный, а уже концу фильма мы видим много сцен, где он снят уже с уровня глаз и даже снизу вверх, чтобы создавалось впечатление того, как он повзрослел и стал более мужественным и сильным, благодаря той ситуации, что ему пришлось защищать дом. В целом, очень интересно читать рассказы режиссёров, так как для нас всегда можно найти много хитростей.

Давайте посмотрим, что рассказывает режиссёр.

В начале фильма Кевина снимают очень много с завышенной точки. Он всегда кажется ещё меньше, чем есть на самом деле. Дополнительно ещё и добавляют различные объекты в кадр, которые усиливают этот эффект. Например, как он выглядывает из-за стойки ресепшена.

А вот, что происходит к концу фильма.

  • Кадр.1. Уровень горизонта низко — это видно по дороге и снято почти лежащей камерой, Кевин выглядит более высоким и сильным. Как и должно казаться, когда герою пришлось резко повзрослеть и отправиться самостоятельно в магазин за покупками.
  • Кадр. 2. Для эмоциональной передачи «мы как равные, ты стал совсем взрослый» в финальной сцене мама разговаривает с Кевином с его уровня. Именно так " глаза в глаза" , а не сверху вниз, разговаривают взрослые.
  • Кадр. 3. Женщина, которая по сюжету смогла разглядеть в малыше взрослого и умного ребёнка не просто так находится позади! Всем известно, что благодаря закону перспективы и работе оптики, предметы на переднем плане всегда кажутся больше. Вспомните, что на селфи с подругами "кто дальше от камеры - тот более стройный, а кто ближе - тот кажется больше! В первых сценах фильма женщина, как массивная фигура стоит к камере, а Кевин на заднем плане и кажется крошкой. В последних сценах , чтобы показать "эффект взросления" Кевин стоит на переднем плане -кажется больше, а женщина на дальнем плане и её массивная фигура уменьшается. Теперь они кажутся более уравненные.

ФОТОСЪЁМКА для эффекта превосходства. Снимать снизу вверх можно всегда, когда мы хотим показать, что кто-то более значимый, сильней, выше, больше. Этот вид съёмки снизу часто использует Квентин Тарантино. При этом у него всё очень преувеличено для более сильных впечатлений! Давайте посмотрим, как жертвы смотрят на своих обидчиков снизу вверх.


Детские книги и мультфильмы.

Хорошие художники всегда делают такие иллюстрации для детей, где всё показано с точки зрения не взрослого, а ребёнка. Посмотрите на картинку ниже (художник Слепкова). Мы даже не видим поверхность стола — она нарисована так, что мы смотрим вровень ей, как будто мы на коленках стоим. Хотя, на самом деле, всегда, когда мы ходим, мы видим стол СВЕРХУ, то есть мы всегда видим его поверхность. А вот таким видом вровень видят стол ДЕТИ! Поэтому и рисунки адаптированы именно под них, почему они так ими и проникаются. Об этом известно всем хорошим детским иллюстраторам, которые хотят передать мир ребёнка — они всё рисуют с их уровня глаз.

Обязательно посмотрите мультфильм «Алиса в стране чудес». Там таких иллюзий очень много, потому что режиссёрам приходилось постоянно менять уровни и показывать то высокую Алису, то крохотную. Очень хорошая практическая тренировка, чтобы проанализировать такие сцены с иллюзией увеличения и уменьшения.

Сцены 2 героев. 

Если у нас участвуют герои разного роста, то снимают ОБЯЗАТЕЛЬНО с учётом того, кто в данный момент видит эту сцену. Например, посмотрим 2 сцены разговора великана и маленькой девочки. Видим, что в каждой сцене камера меняет уровень горизонта когда меняется герой: то мы смотрим снизу, то сверху. Как правило, в фильмах камера не перемещается, а стоят сразу 2 камеры, одна сверху, другая снизу и они чередуются. В нашем же случае, придётся двигаться самим.

  • Сцена 1. Девочка находится на высокой поверхности и мы на неё смотрим снизу вверх. Мы её видим глазами великана, так как в этой сцене он ниже. Под ним кадр, где мы видим великана глазами девочки и камера уже снимает сверху вниз.
  • Сцена 2. Девочка стоит на столе. Сейчас она ниже великана. На верхнем кадре мы её видим сверху вниз, так как смотрим глазами великана. На нижнем кадре мы уже смотрим на великана глазами девочки, и поэтому камера направлена уже снизу вверх.

 Как видим — камера всегда в движении. Она просто преследует сюжет!

Да, конечно, это можно использовать и в фотосъёмках. Если снимаем ребёнка, то глазами мамы, то есть сверху вниз, если снимаем как ребёнок сидит у папы на шее, то можно специально присесть ещё ниже, чтобы эффект высоты был более ощущаемым. И так мы перемещаемся при каждой смене сцены. Если же вести всю съёмку всегда только с уровня своего взгляда, то конечно, ни динамики, ни восприятия сцены не добиться.


Ещё один пример. Когда мы снимаем лав-стори, то лучше снять сцену глазами девушки и даже чуть ниже. Тогда мужчина, на которого она смотрит и стоит с ним в обнимку, будет казаться более мужественным и высоким — настоящий защитник. Это помогает передать, что девушка им восхищается, как и должно быть при хороших отношениях. А если снимать мужчину хоть капельку сверху вниз, то он будет казаться меньше и толще. Не самый приятный вид, правда? 

Творческих вам успехов при выборе правильного уровня горизонта!