Природа цвета

Для знакомства с уникальным курсом "Искусство цвета" 3 ПЕРВЫЕ СТАТЬИ из курса опубликованы в ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП, чтобы вы могли убедиться в полезности и информативности курса.

А ГЛАВНОЕ в курсе - это ВЗАИМОСВЯЗЬ знаний о цвете именно с ФОТОГРАФИЕЙ. 

Каждая статья - это огромная работа, основанная на большом опыте, опираясь на образование художникадизайнера и психолога!

Вы можете присоединиться к проекту ЗДЕСЬ.


 Тема 2 "Природа цвета".

Что такое цвет? 

Это самый первый вопрос, с которого начинает изучение цвета любой студент на кафедре живописи, компьютерной графики, дизайна или в любой другой творческой профессии, которая предполагает работу с цветом.

У нас должно быть полное понимание того, что цвет объекта - это НЕ СВОЙСТВО самого объекта.  

Цвет не приклеен к объекту, не вшит в него и не является его встроенной характеристикой. 


ЦВЕТ - ЭТО ПОТОК СВЕТА, который падает на объект, придавая ему определённую окраску!


Чтобы понять это, представьте любой бесцветный объект. Например, гипсовую фигуру. А теперь, представьте, что вы светите на них разным по температуре светом. Каким цветом будут эти объекты? Белые? Нет, они примут ту окраску, которую имеет луч света. 

А теперь, представим, что мы смотрим на гипсовые объекты при других условиях, например:

  • на обычном фоне, но при холодном освещении;
  • на красном фоне, но при обычном освещении; 
  • на зелёном фоне, но при обычном освещении.

Каким теперь цветом белые объекты? 

Объекты будут принимать тот цвет, лучи которого на него падают. На объект могут падать лучи дневного  света, лучи холодного цвета и даже лучи, отражённые от соседнего объекта, как это случилось с гипсовыми головами на цветных фонах.

Если этот же эксперимент провести с объектами, которые не бесцветные, а окрашены в какой-то цвет, то будет такая же история. Если мы будем светить  фонариком с цветным светом на зелёное растение, то мы увидим, что это растение, уже вовсе не зелёное.

Также вы можете представить любое помещение с цветным освещением. Все цвета объектов в этом помещении будут зависеть именно от света, который на них падает.

Даже в фотографиях мы часто видим как фотографы пытаются добиться определённого цвета именно освещением.

А теперь представьте, что свет очень слабый, что мы практически в темноте! Каким цветом стали объекты? Их цвет едва заметен! Как и на фото комнаты ниже, мы даже не понимаем каким цветом был красивый рисунок на стене. Нет света = нет цвета. 

Такое смешение цветов называется ОПТИЧЕСКОЙ системой смешения. Чтобы разобраться в этом, перемотаем историю назад к самому главному открытию, которое дало начало НАУКЕ О ЦВЕТЕ.


Открытие №1

В 1676 году Исаак Ньютон с помощью  призмы разложил белый солнечный свет на спектр цветов.

Интересно, что разместив вторую призму на пути этой же радуги, Ньютон смог повторно создать белый луч света. Тем самым он доказал, что цвет является СВОЙСТВОМ СВЕТА, а не СВОЙСТВОМ САМОГО ОБЪЕКТА. 

Спектр содержал красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, темно-синий, фиолетовый

Помните фразу, которую мы учили в детстве, чтобы запомнить цвета радуги? 

«Каждый охотник желает знать где сидит фазан». 

Радуга, которую мы видим в природе, получена таким же способом. Роль призмы здесь играют капли дождя.

А драгоценные камни, которые играют всеми цветами радуги, не зря имеют такую огранку. И чем больше  граней, тем больше будет сверкать камень, так как пучков радужного света будет намного больше.

Минутное видео ниже, поможет продемонстрировать этот процесс наглядно и закрепить в памяти!

Возникает вопрос, как же мы видим эти цвета?

Когда мы говорим: «Яблоко — красного цвета», это значит, что поверхность яблока отражает только красные лучи, а все остальные лучи поглощает.

Иными словами:

  • Поверхность воспринимается белой, если она отражает все цвета спектра (оптическое смешение которых и дает белый цвет).
  • Поверхность воспринимается черной, если она полностью поглощает все цвета спектра.
  • Красная отражающая поверхность избирательно отражает красный, оранжевый, желтый, частично фиолетовый, в результате чего воспринимается красный цвет определенного оттенка. Т.е. любой объект отражает лучи «собственного» цвета и поглощает другие лучи. 

Ещё для примера, можно посмотреть на предметы через цветные фильтры, которые пропускают только определённые лучи.

Открытие спектра из 7 цветов, которые плавно переходили друг в друга, дали основу для развития всего современного компьютерного мира. Именно благодаря этим световым лучам, мы можем с вами работать за монитором, смотреть телевизор и заниматься цифровой фотографией.

О прямой связи открытия Ньютона и современных видов визуального искусства (кино, фотография, графический дизайн) читайте в следующей статье. Очень советую прочитать её сразу, так как эти темы очень связаны.


Домашнее задание. 

Для успешного закрепления знаний, всю информацию стоит преобразовывать в ОПЫТ, только так мы можем получить не просто интересную информацию, а ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК, который будет для нас самым лучшим помощником на пути к созданию красоты.

Сейчас у всех нас дома есть новогодние гирлянды. Приглушите свет в комнате и включите разноцветные лампочки. Посмотрите и как меняются объекты в комнате по цвету. Постарайтесь запомнить каким цветом стала, например, красная подушка при зелёном или синем освещении.  Полностью ли она поменяла цвет или цвет стал сложным, а не однозначным? Проанализируйте от чего это зависит? Попробуйте включить цветные лампы другой яркости, например, более высокой и посмотрите, как теперь окрашиваются эти же предметы. А теперь включите свет в комнате полностью. Вы увидите, что предметы почти перестанут перекрашиваться, так как при включенном свете лучей белого света больше, чем отдельных цветных лучей от гирлянд. Иными словами, нужно НАБЛЮДАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ. Так уж устроен наш мозг, что запоминает не тогда, когда мы читаем, а тогда, когда мы пытаемся решить какую-то логическую задачу. 


Данная статья носит демонстрационный характер и предназначена для ознакомления 

с новым интересным проектом "Искусство цвета" !


Узнать подробности о проекте и присоединиться к нашей команде! 

© Автор статей: Калмыкова Ирина.