Как получить на съёмке желаемый цвет зелени

Поговорим на больную тему! Зелень! Сколько же забот она доставляет фотографам. Хотя это даже увлекательно — научиться контролировать её цвет ещё на съёмке. Давайте разбираться.

Съёмка одна, а цвет зелени разный

Когда мы приходим домой со съёмки, то замечаем, что вся наша зелень на кадрах разного оттенка, она:

  •  то желтит;
  • то изумрудная;
  • то даже сероватая.

Знакомо? Вот примеры исходников с одной съёмки.

И действительно, давайте посмотрим на фотографии с высоты птичьего полёта! Издалека видно намного лучше, так как заметна ОБЩАЯ картина происходящего. Отчётливо видно, как меняется цвет зелени, в зависимости от того, где находится солнце. Каким цветом зелень на этом фото? 

И ещё пример. С какой стороны он холодных тонов, а с какой тёплых? А кроме цвета какие ещё заметны изменения? 

Можно найти миллионы изображений и везде будет одинаковая закономерность:

  1. там, где нет  света из-за пасмурной погоды ( солнце за плотными тучами), зелень будет серая, тусклая и с низкой детализацией и с бОльшим количеством шума.
  2. там, где солнечная сторона, зелень более тёплая, более светлая, но менее контрастная;
  3. там где теневая сторона, зелень более изумрудная, более тёмная и более контрастная;
  4. там, где рассеянный дневной свет (солнца за облаками, не тучами)) зелень достаточно светлого тона и и среднего зелёного цвета с совсем  небольшим уклоном в холодный тон, контрастность зелени тоже средняя;

Можно внимательно рассмотреть и полотна гениального Ван Гога, Куинджи т .д. Везде правила работают одинаково. До они и не могут быть разными, так как все полотно писались в реальности с плэнёра.

Это очень важно! Только так можно написать потрясающе красивые пейзажи и передать красоту даже самого сложного света.

Мастер точно знает, где делать светлый или тёмный зелёный мазок, а также где холодного или тёплого зелёного тона.

А теперь подробней на примерах фотографий

Я расскажу вам подробно про 4 фотосъёмочных ситуации = оттенка зелени, которые мы обозначили выше и которые встречаются на снимках чаще всего. Мы с вами проведём чёткую параллель почему эта зелень именно такая по цвету и другим цветом она просто не может быть в этих условиях.

Желательно, чтобы под каждую из этих ситуаций вы нашли снимки из своего портфолио, тогда эта тема закрепится на 100%, а цвет зелени изначально на исходниках будет такой какой вы и желаете в итоге, т.к. изначально будете снимать моделей в необходимых условиях

Ситуация №1 Зелень серая и тусклая

Если погода пасмурная, БЕЗ солнца, значит зелень будет серая и тусклая.

Почему зелень тусклая? Мы с вами знаем ещё с уроков физики, что цвет = свет. Напоминалочка: цвет объектов зависит не от того, какие световые волны от солнца отражаются от объекта, а какие поглощаются объектом. 

А если солнце перекрыто облаками или тучами, то лучи также активны? Нет!

Вывод прост: меньше солнца=меньше цвета! Ему просто не откуда взяться. Такие кадры, где солнце спрятано вовсе, как раз и получаются тусклыми и серыми.

Ситуация №2 Зелень тёплого оттенка

Зелень жёлтая, когда солнце ПЕРЕД героями.  Значит, солнце освещает и героев, и зелень. Весь кадр просто приятно жёлтенький. Он менее контрастный и объёмный, чем кадр 3, так как в кадре 2 нет противопоставления тёплого и холодного света, как это есть на кадре 3 и которое даёт нам отличный объём объектов. На кадре 3 в роли тёплого света выступают тёплые бокешечки от солнца на заднем плане за кустами.

Даже если исправить баланс белого при обработке, зелень всё равно не станет нейтрального зеленого тона. Да и будет это не совсем естественно. Эталонная красивая зелень  с солнечно стороны выглядит примерно так. Я всегда стараюсь держать перед собой этот ориентир из международной палитры палитры Pantone. Он отлично помогает при обработке держать себя в руках и не увести зелень в ненужный тон. Именно так и получается дисбаланс на фото, когда цвет зелени не соответсвует освещённости в кадре.

Раньше я этого не понимала и много позволяла себе в изменениях. сейчас уже нет. Я стараюсь  делать только так, как сможет быть в реальности,  просто чуть приукрасить. 

Если вы очень любите такой цвет зелени, то обязательно запомните эти условия фотосъёмки, чтобы легко найти их уже на локации. Солнце должны быть ПЕРЕД моделями!

Ситуация №3 Зелень холодного оттенка

Если зелень холодного тона, значит солнце ЗА героями, но не сразу за ними, а за кустами, которые за героями. Вот такой интересный пирог. Просто посмотрите на схему и всё станет ясно. То есть солнце на прямую не попадает ни на героев, ни на зелень за героями!

Есть ещё дополнительные приятности у зелени, которая  В ТЕНИ.

+ Главный бонус - это бокешки, которые как раз и получаются, когда солнце располагается за преградой на заднем плане, в нашем случае за деревьями. Именно от таких проблесков и получается боке. К слову сказать, этом моя самая любимая съёмочная ситуация. 

+ Ещё один бонус - это то, что именно такие снимки будут самыми контрастными и самыми объёмными, так как здесь есть противопоставление тёплого и холодного света. Тёплое - это просвечивающиеся бокешки, а холодный свет - это освещение на всём переднем плане.

Это мои самые любимые условия съёмки!!! Вот их я и стараюсь искать везде. Я просто в восторге от потрясающего контраста, глубины и температурной разницы холодного и тёплого.

Очень часто такой зелёный цвет художники называют бутылочным. И правда! Посмотрите на картинку и на бутылки напросвет. Эту картинку кстати я часто держу у себя под рукой в качестве надёжного ориентира.

А если при таком освещении на заднем плане нет пустоты, чтобы просвечивало солнце через зелень? Например, на заднем плане плотный ряд деревьев. Тогда при таком рассеянном дневном свете (солнце за облаками) будет просто плотный, тёмный и холодный тон зелени.

При этом помним, что это не поздний вечер и не тёмные условия, а хорошо освещённое время. Так как в пред сумеречное время зелень приобретает настолько холодный тон, что имеет фиолетовый оттенок в тенях и становится совсем мистической.

А бутылочный тон, который нам нужен это только первый шаг к холодным оттенкам, это только начало вечернего солнышка, которое начинает потихоньку садиться (перемотайте сейчас чуть вверх, чтобы вспомнить бутылочный тон). Он хоть и чуть холодноватый, но ему ещё очень далеко до самых крайних холодных тонов.

Ситуация 4 Зелень среднего зелёного тона БЕЗ явного оттенка

Бывают конечно и такие условия, что на улице светло и хорошо, но прямого солнца при этом НЕТ. Оно может быть ЗА облаками. Именно за облаками, которые дают мягкий и красивый рассеянный свет, а не за тучами, как в варианте 1.

Вот ещё примеры дневного освещения.Везде зелень очень похожа по структуре и цвету.

Но и она имеет разнообразие. Если позади зелени есть какое то свободное пустое место, то обязательно будут светлые белые бокешечки (сразу вспоминаем вариант 3, там бокешки были не белые, а жёлтые). На примере ниже это наглядно показано. Кстати, на фото с собачкой, кроме нейтральных бокешечек из-за пустоты на заднем плане, очен круто получилось и боке от фар.

А если на заднем плане нет пустоты, а просто зелень? Тогда при таком рассеянном дневном свете (солнце за облаками) будет просто плотный, тёмный и чуть холодноватый тон зелени.

Вывод

Мы можем постоянно контролировать этот цвет на съёмке. То дождаться облака, то дождаться, наоборот, когда они уйдут или вовсе сменить локацию, чтобы солнце оказалось позади деревьев. Это очень интересный квест. И это здорово нам поможет, когда мы хотим показать какое-то красивое сочетание цветов. Данное красное платье из съёмки будет более эффектным именно на изумрудном фоне! Согласны?

А на тёплом фоне оно просто терялось, как по цвету, так и по контрасту. Поэтому мы ждали, чтобы солнце зашло за облако и дало тень, но ни в коем случае не, чтобы оно вовсе пропало, если бы на небе пошла туча, иначе будет просто серость, а нам нужны красивые цвета, просто теневые.

Контролируете ли вы подобным образом цвет зелени на съёмке?

Автор статьи, фото и схем Калмыкова Ирина

Статья из проекта "Летние съёмки"