Тёплое и холодное

В прошлых статьях мы с вами выяснили, что в круге существует пара, которая является полюсами света и темноты - это фиолетовый (самый тёмный из круга) и жёлтый (самый светлый из круга).

Кроме этой уникальной полярной пары есть ещё одна уникальная. Это пара полярности тёплого и холодного. В неё входят "красно-оранжевый" (самый тёплый) и "сине-зелёный" (самый холодный).

Легко запомнить эту пару по расположению:

  • Ось фиолетово-жёлтой пары находится прямо ВЕРТИКАЛЬНО
  • Ось "красно-оранжевый" и "сине-зелёный" находится прямо ГОРИЗОНТАЛЬНО!

А все промежуточные цвета, которые между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того, контрастируют ли они с более теплыми или холодными тонами. 

К примеру, один и тот же фиолетовый цвет, находясь в окружении холодных тонов, имеет тёплый оттенок.

 А в окружении теплых тонов имеет холодный оттенок.

Профессор химии Мишель Эжен Шеврёль изучал восприятие цветов и доказал, что осознавать разные цвета можно только относительно друг друга и что нет ни одного цвета, который существовал бы отдельно от других. Другим учёным, чьи взгляды в значительной мере повлияли на живопись, был Герман Гельмгольц, выдвинувший убедительные доводы в пользу того, что мы не воспринимаем объекты непосредственно. На самом деле мы воспринимаем визуальный образ в зависимости от цветовых ощущений нашей сетчатки. Эти открытия привели к тому, что цвет перестали воспринимать как неотъемлемое свойство поверхности вещей и начали придавать больше значения влиянию освещения, окружающих предметов и атмосферы на формирование восприятия нами того или иного цвета.


ВСЕГДА СМОТРИМ, ЧТО МЫ МОЖЕМ ПОМЕНЯТЬ не только в самом объекте, но и В ОКРУЖЕНИИ.


Например, если мы хотим сделать фиолетовое платье модели более холодным, то мы не только в него добавляем холодный тон, но и добавляем тёплый в окружение!

Ещё пример. Если вы хотите снять сцену полностью в холодных тонах, то кончено, можно всю её сделать в сине-зелёной гамме, но если мы добавим к этой сцене хоть маленький тёплый фонарик в руках героя, то вся картина будет казаться ещё более холодной, так как холод фона будет более холодным по ощущениям в сравнении с этим фонарём! Вот такой парадокс: добавили тёплый фонарь, а получили более холодное изображение. Правда, этот фокус пройдёт, когда фонарь очень маленький по площади.

Дизайнерам тоже известен этот трюк. Например. к холодно фиолетовому пальто, они могут добавить золотые пуговицы, тогда пальто будет выглядеть ещё более холодным, чем если бы на нём были серебристые пуговицы. Давайте посмотрим на наряды королевы Англии. С золотыми пуговицами или без вам больше нравится фиолетовый?

Для вдохновения.

Я обязательно должна вам показать серию Алексея Бутырского, который очень много работает с тёпло-холодной гаммой и это его фишка!

 

Очень важно постоянно насматриваться на хорошие работы. В институте нас очень много заставляли копировать. Думаю, что и вы часто видите в музеях группу студентов с мольбертами, которые копируют полотно. Учиться на положительных примерах намного проще, чем с пустого места, только ориентируясь на свой опыт. Эта привычка осталась у меня и сейчас. Поэтому часто я для экспериментов и чтобы освежить знания, рисую на фотографиях то, чего не было. Эти фотографии не для портфолио, они просто как тренировка для себя. Вот, например, ради интереса попробовала сделать из дня вечер. Пришлось очень много повозиться с простыми цветными кисточками в разных режимах наложения. Зато, потом при обработке снимков, намного всё проще и понятней. 

Хотя в съёмках для портфолио это знание СИЛЬНЫХ температурных и световых изменений тоже иногда пригождается. Например, когда по сюжету надо снять ночью, но ради качества снимка, снимают днём, а потом обрабатывают "под ночь". Таким образом, я снимала пикник в лесу.

Если бы я снимала ночью, да ещё и у костра, то было бы примерно так.  Лица практически незаметны, а   сам костёр выбитый, плюс на таких фотографиях невероятно много шума.

Интересно,  что большинство фильмов так и снимают. Есть даже специальный термин - «американская ночь» - это процесс преобразования видео, снятого днем, чтобы казалось, что оно было снято ночью. Делается это с помощью фильтров, последующей обработки или сочетания этих средств.

Что посмотреть для вдохновения?

Есть 2 шикарных фильма на тему тёплого и холодного. Просмотр художественных картин от великих мастеров невероятно повышают наше чувство прекрасного! Мы есть то, что мы читаем, что мы смотри).

"Большой и добрый великан" от Стивена Спилберга.

"Красавица и Чудовище" от Билла Кондона.


*Важное о комментариях. Обязательно к прочтению.